Вологда ул. Уличная, д.123, офис 16
Пн - Пт 8:00 - 18:00
Если Вы решили разобраться во всех тонкостях проведения строительного контроля, то для начала – несколько слов о законодательной базе. Вопросы строительного контроля достаточно жестко зарегламентированы действующими законодательными и нормативными документами. Условно все эти документы можно разделить на три уровня исходя из их иерархического положения, значимости и назначения применительно к процессу осуществления строительного контроля. Вы должны понимать, что наше «деление» не имеет отношения к всевозможным формальным классификаторам, основано на почти 20-ти летнем опыте в строительном контроле и носит понятийный, справочный характер.
1 уровень | |
Основные законодательные акты РФ. |
Устанавливают обязательность проведения строительного контроля при «строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства» (далее в тексте – объекты капитального строительства). |
Развернуть перечень документовПеречень основных документов 1-го уровня: - Градостроительный кодекс РФ (ст.53, ст.55_5-1). - Федеральный закон «О техническом регулировании». - Постановление Правительства РФ № 468 от 21 июня - Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений». - Технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ст.5). |
2 уровень | |
Организационные нормативные документы. |
Устанавливают требования к видам контроля, порядку их проведения, к взаимодействию участников, а также к оформлению результатов строительного контроля. |
Развернуть перечень документовПеречень основных документов 2-го уровня: Общестроительные документы: - СП 48.13330.2011 Организация строительства. - СП 543.1325800.2024 Строительный контроль при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства. - Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 2 декабря 2022 года № 1026/пр «Об утверждении формы и порядка ведения общего журнала, в котором ведется учет выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства». - Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16 мая 2023 года № 344/пр «Об утверждении состава и порядка ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства». Документы, регламентирующие порядок проведения строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них: - ГОСТ 32867-2014 ДАОП1. Организация строительства. Общие требования. - ГОСТ 32731-2014 ДАОП. Требования к проведению строительного контроля. - ГОСТ 32756-2014 ДАОП. Требования к проведению промежуточной приемки выполненных работ. - ГОСТ 32755-2014 ДАОП. Требования к проведению приемки в эксплуатацию выполненных работ. - ГОСТ Р 58442-2019 ДАОП. Требования к проведению строительного контроля заказчика и подрядчика. - ГОСТ Р 59290-2021 ДАОП. Требования к проведению входного и операционного контроля. - ГОСТ Р 58397-2019 ДАОП. Правила производства работ. Оценка соответствия2; - ГОСТ Р 59178-2021 ДАОП. Мосты и трубы. Правила производства работ. Оценка соответствия2; Примечание: ДАОП1 - Дороги автомобильные общего пользования. 2 – в части оценки соответствия выполненных работ. |
3 уровень | |
Нормативные документы (ГОСТ, ГОСТ Р, ведомственные методические документы, организационно-технологическая документация) на материалы, изделия, конструкции, технологии. |
Устанавливают технические требования к материалам, изделиям и конструкциям, к технологии осуществления всех видов дорожно-строительных и мостовых работ, а также к готовой продукции - автомобильным дорогам и искусственным сооружениям на них. Определяют методы измерений, испытаний, диагностики. |
Развернуть перечень документовПеречень основных документов 3-го уровня: 1. Общестроительные документы: - Своды правил на проектирование и строительство («Автомобильные дороги», «Мосты и трубы», «Земляные сооружения основания и фундаменты», «Бетонные и железобетонные конструкции» и т.д.). 2. Документы, регламентирующие требования тех отраслей, чьи объекты могут находиться в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования (электричество, газ, телекоммуникации, водопровод и канализация, РЖД). - Перечни документов должны быть приведены в проектной документации. 3. Документы, регламентирующие требования к материалам, изделиям и конструкциям, к методам их испытаний, а также устанавливающие правила производства работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них: - ГОСТ Р 58397-2019 ДАОП. Правила производства работ. Оценка соответствия1; - ГОСТ Р 59178-2021 ДАОП. Мосты и трубы. Правила производства работ. Оценка соответствия1; - ГОСТ, ГОСТ Р, ТУ, КМД на материалы, изделия и конструкции (технические условия и методы испытаний). - ПНСТ (предварительные нац.стандарты) на методы определения параметров, ДСМ и конструкции. - ОДМ на отдельные виды работ (Росавтодор). - ОДМ на проведение диагностики автомобильных дорог и искусственных сооружений. - Стандарты саморегулируемых организаций (НОСТРОЙ). - Стандарты предприятий. - Нормативные документы по переустройству и устройству коммуникаций. Примечание: 1 – в части правил производства работ. |
А дальше, чтобы было проще разбираться, что же такое строительный контроль, мы собрали самые часто задаваемые вопросы, а потом сами же постарались на них ответить.
Если Вы задумались о строительстве или ремонте своего «родового гнезда», то быть или не быть на объекте строительному контролю – решать Вам. Вполне возможно, что Ваша жена или теща будут держать в страхе строительную бригаду и на глаз определят качество бетонной смеси или коэффициент фильтрации песка. Что же касается объектов капитального строительства, полностью или частично финансируемых за счет бюджетных средств, на них строительный контроль должен осуществляться в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ. И требование это установлено законодательными актами РФ 1-го уровня. Это основополагающие документы, которые определяют цель и общий порядок проведения строительного контроля, регулируют стоимость работ по строительному контролю, устанавливают требования к специалистам, имеющим право осуществлять строительный контроль, а также утверждают перечни нормативных документов, являющихся обязательными при осуществлении строительного контроля. .
Законодательными актами РФ установлено, что строительный контроль должен осуществляться всеми участниками строительного процесса – и Заказчиком, и Подрядчиком. Более того, законодательно установлено, что «Строительный контроль не может проводиться одними и теми же работниками от имени лица, осуществляющего строительство, и застройщика (технического заказчика)». В установленных законом случаях, Заказчик имеет право привлечь к осуществлению функций строительного контроля стороннюю Инженерную организацию, отвечающую определенным требованиям. Каким именно? Во-первых, в штате организации должны быть сотрудники, включенные в Национальный реестр специалистов в области строительства. Во-вторых, сама организация должна являться действующим членом Саморегулируемой организации в области строительства с определенным уровнем ответственности. В-третьих, Инженерная организация должна иметь опыт выполнения аналогичных работ. Для Инженерных организаций дорожной отрасли существует еще и «в-четвертых» – у организации должна быть собственная лаборатория, прошедшая оценку на соответствие требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025. Для сведения – ООО «ИСОПР» полностью отвечает всем требованиям, включая наличие собственной лаборатории.
Функциональные обязанности и задачи представителей строительного контроля весьма широки, и изначально они устанавливаются организационными нормативными документами 2-го уровня. В дальнейшем эти требования служат основой для составления Контрактов или Договоров на осуществление функций строительного контроля. Если попробовать сформулировать кратко, то специалисты строительного контроля в режиме реального времени должны осуществлять выборочный или сплошной контроль (объем контроля) визуальным, регистрационным или измерительным методом (метод контроля) на стадиях входного, операционного и приемочного контроля (место и время проведения контроля, т.е. стадия контроля) на объектах строительства. А если хотите чуть подробнее – ответ в Вопросе №4.
Что, когда, сколько и какими методами должно контролироваться, и что должно являться результатом контроля, также определено организационными нормативными документами 2-го уровня. Взаимосвязь стадий, методов, объемов контроля и основные требования к результатам приведены дальше в таблице. Требования таблицы относятся к строительному контролю Заказчика и Инженерной организации. Подрядчик должен осуществлять строительный контроль в сплошном объеме.
Стадии контроля |
Методы контроля |
Объемы контроля |
Результат контроля |
1. Входной контроль Цель – оценка соответствия поступающих на объект технической документации, материалов, изделий, конструкций, требованиям Контракта/Договора и проекта. |
|||
Контроль разработанной технической документации (рабочий проект, ППР, технологические карты и проч.). Контроль поступающих на объект материалов, изделий и конструкций. |
визуальный |
выборочный1 |
Заключение о возможности/ невозможности применения на объекте разработанной технической документации, а также материалов, изделий и конструкций. |
сплошной2 |
|||
регистрационный |
сплошной |
||
измерительный |
выборочный |
||
1 – объемы для Заказчика. 2 – объемы для Инженерной организации по строительному контролю. |
|||
2. Операционный контроль Цель – недопущение нарушений и несоответствий завершенных работ, которые могут быть скрыты при продолжении производства работ. |
|||
Контроль, выполняемый в процессе производства строительно-монтажных работ и (или) непосредственно после их завершения. |
визуальный |
выборочный |
Определение возможности/ невозможности предъявления выполненных работ для проведения их приемки. |
регистрационный |
сплошной |
||
измерительный |
выборочный |
||
3. Приемочный контроль Цель – принятие решения о пригодности готовой продукции к поставкам и (или) использованию (т.е. вводу в эксплуатацию). |
|||
Контроль готовой продукции |
визуальный |
сплошной |
Заключение о соответствии выполненных строительно-монтажных работ требованиям проектной (рабочей) документации, Технических регламентов, нормативных документов. |
регистрационный |
сплошной |
||
измерительный |
выборочный |
Позиция «сколько» (объем выборочного контроля), может быть уточнена в Контракте или Договоре. Для объектов дорожной инфраструктуры объем испытаний и измерений при входном и операционном контроле должен составлять не менее 20% от того объема испытаний и измерений, которые установлены нормативными документами или проектной документацией.
Безусловно, и визуальный метод (органами зрения), и регистрационный метод (органами зрения путем изучения и анализа производственной документации) являются важными составляющими процесса строительного контроля. Но тут Вы должны быть уверены в том, что:
- у Вас и Ваших сотрудников хорошее зрение и точный глазомер;
- Вы и Ваши сотрудники знаете, как выглядит любая строительная техника, помните наизусть тип и количество проходов катка для разных видов грунта и мах высоту свободного сбрасывания бетонной смеси в опалубку, не забываете оценить однородность грунта в насыпи и помните разные прочие тонкости разных технологических процессов;
- Вы и Ваши сотрудники готовы ежедневно досканально изучать журналы производства работ и специальные журналы работ, сравнивать их с паспортами на материалы и записями в лабораторных журналах, а потом сопоставлять все это с Актами на скрытые работы, для чего составлять бесконечные таблицы в Excel;
Также желательно, чтобы Вы не любили спать по ночам, чтобы присутствовать на каких-нибудь «ночных» работах и были на миллион процентов уверены в непредвзятости и бескомпромиссности своих сотрудников.
Но даже при соблюдении всех этих условий, визуальный и регистрационный контроль, в плане точности результатов, уступают пальму первенства измерительному контролю, который является самым объективным методом для оценки качества продукции или выполняемых работ на всех стадиях строительства.
Итак, мы добрались до метода, который, с нашей точки зрения, является одной из основ строительного контроля – до измерительного контроля. Для этого метода контроля существует широкий спектр приборов и оборудования. Мы решили остановиться непосредственно на том оборудовании, которое есть в лабораториях разрушающего и неразрушающего контроля ООО «ИСОПР». Это оборудование, которое позволяет в необходимом объеме осуществлять строительный контроль и инженерное сопровождение проектов на объектах дорожной инфраструктуры и промышленно-гражданского строительства. Наше очередное «деление» также не имеет отношения к всевозможным классификаторам и метрологическим разделителям, и просто позволит Вам получить общее представление о технических возможностях ООО «ИСОПР» относительно измерительного контроля.
Оборудование ООО «ИСОПР» и его применение на объектах строительного контроля
Испытательное оборудование, средства испытаний, средства измерений, вспомогательное оборудование
Используется для определения физико-механических показателей и свойств строительных материалов (грунта, песка, щебня, смесей на основе органических вяжущих и проч.) и конструктивов (зем.полотна, ППС, а/б оснований и покрытий, монолитных ж/б конструкций) на стадиях входного, операционного и приемочного контроля. Подробный перечень лабораторных испытаний, проводимых лабораторией ООО «ИСОПР», можно найти в Разделе «Наши услуги».
Применяется для ускоренного определения степени уплотнения (плотности) грунтов в процессе проведения операционного и приемочного контроля при следующих видах работ:
- подготовке естественных оснований и устройстве насыпи зем.полотна (за исключением насыпей из крупнообломочных грунтов). В связи с тем, что количество измерений степени уплотнения (плотности) грунтов при операционном контроле естественного основания и зем.полотна с использованием экспресс-методов может составлять 90% общего количества измерений, применение этих методов позволяет оперативно осуществлять операционный контроль и приемку выполненных работ;
- отсыпке конусов мостов и путепроводов;
- обратной засыпке котлованов при устройстве искусственных сооружений и сооружений ПГС;
- обратной засыпке систем очистных сооружений;
- контроле земляных работ при переустройстве и устройстве коммуникаций.
Применяются для определения:
- прочности бетона, толщины защитного слоя, наличия и диаметра арматуры, влажности поверхности на стадии входного контроля ж/б изделий;
- прочности, влажности поверхности монолитных бетонных и ж/б конструкций на стадии операционного и приемочного контроля;
- длины и сплошности свай на стадии приемочного контроля БНС.
Применяются для проверки геометрических параметров сварных швов, выявления внешних дефектов и поиска внутренних механических дефектов недопустимой величины, а также химических отклонений от заданной нормы при устройстве арматурных каркасов мостов, путепроводов, ПГС, устройстве металлических пролетных строений, а также металлических трубопроводов на стадии приемочного контроля.
Применяются для определения качества затяжки болтовых соединений на высокопрочных болтах при устройстве металлических гофрированных конструкций (МГТ, СВМГТ, МГК), а также металлического барьерного ограждения на стадиях операционного и приемочного контроля.
Применяются для определения:
- толщины цинковых, гидроизоляционных, лакокрасочных покрытий нанесенных в заводских условиях. Применяются для элементов МГТ, СВМГТ, МГК, барьерного и перильного ограждения, знаков, стоек, элементов защитных заграждений, опор освещения, элементов шумозащитных экранов на стадии входного контроля;
- толщины покрытий, наносимых на изделия и конструкции непосредственно на строительной площадке. Применяются для контроля работ при устройстве дополнительной изоляции МГТ, СВМГТ, МГК, устройстве защитных покрытий ж/б конструкций на стадиях операционного и приемочного контроля;
- адгезии изоляционных материалов на стадии приемочного контроля защитных слоев покрытий.
Предназначены для сохранения жизни и здоровья всех участников дорожного движения. Применяются на стадиях входного, операционного и приемочного контроля, в том числе в отношении временных средств организации дорожного движения.
И к освещенности, и к уровню шума (после установки шумозащитных экранов), также предъявляются определенные требования, соответствие которым проверяется на стадии приемочного контроля.
Системы GPS, тахеометры, нивелиры, дальномеры, рейки дорожные универсальные, рулетки, вспомогательное оборудование – без всего этого не обойтись при определении:
- планово-высотного положения при создании и контроле создания ГРО (геодезической разбивочной основы);
- планово-высотного положения и геометрических параметров при производстве земляных работ, устройстве конструктивных слоев автомобильных дорог, конструктивных элементов искусственных сооружений, сооружений ПГС, элементов обустройства и коммуникаций.
На те виды испытаний и измерений, которые мы не можем выполнить собственными силами (испытания арматуры, геосинтетических материалов, материалов для разметки), ООО «ИСОПР» привлекает специализированные организации, с которыми мы сотрудничаем уже более 10 лет.
P.S. И хотя некоторые недобросовестные представители нашей профессии умудряются убедить Заказчиков, что лабораторные испытания, неразрушающий контроль и геодезические измерения не входят в комплекс работ по строительному контролю, и должны финансироваться дополнительно, скажем сразу - они не просто не правы. Они заведомо нарушают требования ГОСТ и ГОСТ Р к проведению строительного контроля на автомобильных дорогах общего пользования и искусственных сооружениях на них. Кроме того, измерительный контроль применяют не только на всех этапах строительства, реконструкции или ремонта, но и в процессе эксплуатации объектов. Например, для определения уровня эксплуатационного состояния автомобильных дорог, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
Если Вы никогда не были участником строительного процесса, и не представляете, как выглядят те или иные приборы, специально для Вас – Раздел «Строительный контроль в фотографиях».